Легенды, бренды, стереотипы
Вещи вокруг нас это по большей части легенды, которые не стоят и десятой части того, за что их продают. Но легенды порой настолько индивидуальны и качественны, что даже понимающие продолжают верить в них, хотя, конечно, много чаще легенда это не более чем стереотип.
Вот, например, вам не нравится синий цвет, до безобразия не нравится, но если каждый день утром или вечером всего минуту рассказывать вам о том, что синий цвет это круто, что это выбор миллионов, что это символ успеха и богатства, при этом подкрепляя слова соответствующими картинками рисующими благополучную и успешную жизнь — вы начнете не просто привыкать, вы начнете быть уверены, что это правда. А потом вы станете цитировать эти слова и образы, выдавая их за свои и убеждая в этом других, тех кому, так же как и вам, плевать на синий цвет, но вы то его теперь осознали! Вы же теперь в теме и вам просто необходимо объяснить этот факт всем вокруг.
Задумайтесь — вот вам говорят, это выбор миллионов, это делают, выбирают, носят, используют все! А кто все? Вы видели эти миллионы? Или кто-то проверил и пересчитал, и опросил всех? Вы серьезно верите, что опросил?
Только вдумайтесь — среднестатистические опросы стоимостью в миллионы охватывают всего пару тройку тысяч человек (любой из нас легко может проверить этот факт в интернет), и после этого вы все еще всерьез верите, что на мнение миллионов были потрачено сотни миллионов или даже миллиарды и при этом продукт остался вам доступен? Конечно, нет. Никто и никогда не интересовался мнением миллионов или даже сотен. Если я хочу в чем-то кого-то убедить или что-то продать, я просто говорю, что этим интересуются миллионы! Да, вот так вот просто, без исследований и изысканий, без статистики и затрат, я просто говорю вам это.
И корпорации, да и не только они, пользуются тем же, а вас попросту обманывают, говоря, что тем, что вам предлагается в потребление уже пользуется армия фанатов бренда. Создавая легенду о том, что это круто и замечательно, бренды могут даже подвязать интересные исторические факты, надавить на самые больные места, на ваше постоянно страждущее самолюбие и все — вы купились.
Вы покупаете и потребляете вещи, которые заведомо и изначально ничем не отличаются от своих аналогов, кроме легенды и, конечно же, цены, которая включает в себя некую потребляемую вами меру крутизны.
Возьмем, к примеру, сумочку от Louis Vuitton или костюм от Hugo Boss — я не раз сталкивался с брендовыми вещами в магазинах Парижа и Милана, Рима и Франкфурта, Нью-Йорка и Сингапура, но где бы я к ним не присматривался — сумочка Louis Vuitton остается просто сумочкой, аксессуаром с вполне определенным назначением, пошитым так же, как и любая другая средняя сумочка. Возможно, LV местами более яркая, но явно не более дорогая. Просто производитель, создавая легенду, активно способствует тому, что цена сумочки стремительно обрастает дополнительными налогами, маркетинговыми бюджетами и прочими излишествами. Но, стоит понимать, что никакие налоги и даже рекламные бюджеты не способны превратить обычную сумочку в аксессуар, который стоит как самолет!
И тут вспоминаем про ту самую «меру крутизны». Подумайте сами, это же дикость какая-то — отдавать за сумочку несколько тысяч евро и все почему, да просто потому, что это сумочка от Louis Vuitton. Другими словами, вы покупаете легенду, легенду качественную, отработанную и выпестованную годами, поддержанную рекламой и многократными, многолетними внушениями о том, что это круто и это реально того стоит, хотя по сути сумочка остается сумочкой, так же как сланцы от Lacoste остаются кусочком пластика с логотипом в виде крокодильчика — это к слову еще один реальный пример из жизни, в Сингапуре такие сланцы стоят пару сотен долларов, в то время как такие же точно зелененькие без крокодильчика стоят всего 7 долларов и делаются они из абсолютно одинакового каучука и резины (сам сравнивал), но легенда же не может стоить дешево!
Есть, безусловно, и такие легенды, которые в значительно большей мере стоят своих денег, но, как и все действительно качественное и не надуманное, – это большая редкость, пример могу привести очень простой – продукция компании Apple.
К этой компании можно по-разному относиться, можно искать плюсы и минусы, можно спорить о дизайне и вкусах, но в данном контексте важно лишь то, что материалы и технологии, которые использованы в производстве устройств, то качество, которое вы получаете, реально на порядок выше того, что предлагают на рынке конкуренты. При этом Apple, бесспорно, тоже легенда, но легенда, материалы и комплектующие которой действительно стоят дорого.
В итоге, как ни странно, вы покупаете ту же легенду, но платите уже по большей части за качество, а не за бренд. Хотя, что скрывать, Apple делает миллиарды на понтах молодежи. Грань между качеством и легендой становится, порой, призрачной. С другой стороны, если взять, к примеру, ноутбук от Asus с логотипом Ferrari — Вы получите явно посредственные продукты за сумасшедшие деньги, неужели оно того стоит? Уверен, что категорически нет.
Примеры гениальности маркетологов можно приводить бесконечно. Вот еще один – всем известный Актимель, да-да Актимель.
Это какую же легенду нужно было создать, чтобы продавать 100 мл кефира по цене целого литра! Вы только представьте, в 10 раз дороже! И здесь нет ошибки — за большие деньги продается крохотная бутылочка кефира, подкрашенного и ароматизированного, но кефира, который ничем по своим пробиотическим свойствам от Актимель не отличается.
Скажете: «Там же были исследования, научные изыскания, контрольные группы». Верно. А может и не было вовсе. Вы их видели? Или может читали про них где-то, кроме рекламы? Нет. Но если они все же были, то вот за них вы и платите, а еще процентов семьдесят за саму легенду про эти научные исследования.
А за простой кефир не нужно переплачивать, потому что ему никто рекламу и исследования не проводил, легенды из него не делал и все почему-то уверены, что он ну хоть чуточку, но хуже. А как раз таки наоборот – в нем не только есть все от Актимель, в нем еще и нет красителя и ароматизатора. Очередная легенда, и только вам решать — нужна она вам или нет.
Большинство известных нам брендов не более чем миф, но эти продукты нам продают за то, чего они не стоят, не стоили и никогда не будут стоить. Задумайтесь лишний раз о том, что действительно ценно, и не тратьте силы и энергию на зарабатывание денег для покупки очередного ничего не стоящего продукта. Не создавайте из легенд целый мир, ведь, как правило, они лишь крохотная часть окружающей реальности, часто далеко не самая лучшая, но умело и дорого проданная.
И уж если платить, то за реальное качество, а потому учитесь делать именно ваш собственный осознанный и целесообразный выбор, а не выбор основанный на мифах и внушениях. Вот скажите, многие из вас станут есть испортившееся мясо/рыбу/овощи/фрукты только потому, что это круто? Конечно же, нет. Так зачем идти на поводу у брендов и легенд.
И в заключение — все вышесказанное не означает, что стоит немедленно отказаться от брендов, но уж если вы выбираете бренд, то выбирайте его действительно за качество, за реальную отличительную особенность продукта, а не за шильдик и логотип. Помните знаменитую рекламу: «Если нет разницы – зачем платить больше?» И правда – зачем?